Конь-огонь, птички-павы и вечная вышивка

Сегодня я покажу вам один из последних разработанных нами наборов. Эта новинка уже не нова) Многие видели ее на Формуле, она есть на сайте, некоторые наши любимые вышивальщицы уже начали вышивать, но все же коники и птички-павы заслуживают отдельной беседы. Они дают нам повод поговорить о традиционных мотивах в вышивке. Мне очень нравятся эти загадочные странные существа, люблю разглядывать какие у них усики, рожки, лапки и хвостики. Самое интересное, что я ничего не выдумывала, все придумано до нас, это удивительное творчество наших прабабушек. Ни одна из них не имела высшего художественного образования, не имела представления о теории композиции, цвета, о стилизации, но то, что они делали своими руками, потрясает своей гармоничностью, красотой, выразительностью. И как же я могла пройти мимо? Никак! Пока работала с историческими образцами, научилась отличать коников от птичек))) У коников 4 ноги, у птичек 2, остальные приметы не всегда однозначны) Я собирала эти два семплера по книгам, фотографиям, выбирала самых симпатичных, отрисовывала и ретушировала. Традиционно такие птицы-коники вышивались не крестом, вообще уже, наверное, все наслышаны, что дорогой наш любимый крестик не вполне наш. Пра-прабабушки вышивали себе приданое с помощью других вышивальных техник, набор, роспись, строчка, мережка, вышивка по сетке, имя им легион. Мне иногда не дает покоя защита диплома на кафедре искусствоведения, работа в музее научным сотрудником и преподавание истории искусств в художественной школе, и хочется поумничать. Тем не менее сочтите эту статью не как серьезный научный труд (хотя я могу, да) а как мои личные размышления на тему развития вышивки за последние 2 века.

В 19 веке шустрый предприниматель, Генрих Брокар, немец по происхождению устроил пиар-компанию по продаже мыла всем слоям населения, подумав заворачивать мыльный кусочек в бумагу со схемами для вышивки. Он не стал разбираться со сложными вышивальными техниками, но переложил некоторые традиционные мотивы на более привычный для немецкого глаза крестик.

К «мыльным» дизайнам у специалистов прохладное отношение, дескать вот взял и все испортил. Не могу согласиться, если какой-то процесс возникает в истории, то эту песню не задушишь не убьешь. В истории все циклично, ничего не происходит само по себе, все имеет под собой какое-то основание.

В начале 19-го века господствующим направлением в искусстве был академизм, считалось что пейзажи прилично писать только итальянские, сюжетные картины только на тему античной или библейской истории, ничего русского в искусство не проникало, считалось низменным и вообще фи. В модных журналах печатались иностранные схемы для вышивки крестом, и барышням пришлась по вкусу эта несложная, но эффектная техника. С середины 19-го века потихоньку в сюжеты стали проникать русские мотивы, появились картины на темы русской истории, сначала робкие, где сюжет угадывался только номинально, а костюмы и окружение в этих произведениях были античные. Появился художник Венецианов, изображавший сцены из крестьянской жизни, появились сказочные сюжеты Виктора Васнецова, Третьяков начал собирать коллекцию русской живописи, потихоньку к концу 19-го века возник новый русский стиль. Появилась мода на традиционные узоры в вышивке и Брокар всего лишь пошел дальше по этому пути, переработав традиционные мотивы для вышивки крестом, он стал популяризатором тех идей, которые витали в вышивальном сообществе конца 19-го начала 20-го века. Полотенца того периода вышиты в большинстве своем именно крестом. С конца 19-го века многие поняли, что нужно срочно собирать по деревням образцы народного творчества, что это бесценно и того и гляди исчезнет. Поэтому большинство дошедших до нас образцов вышивки выполнены именно крестиком, ранние образцы с традиционными вышивальными техниками сохранились значительно хуже. Поздновато их начали собирать(

В 20-м веке поток схем из-за границы был закрыт. Но это вовсе не привело к возрождению традиционных техник. Были созданы культурные центры, в которых изготавливались сувениры, но вышивки среди этих народных промыслов было совсем немного. Самый известный вышивальный промысел, поддерживающийся на плаву в советский период, — это Торжок с золотым шитьем. Но ведь это совсем другое. Это сувениры, то, что вышивают профессиональные мастерицы, а не то, что вышивают обычные рукодельницы для украшения быта и удовольствия. Наши бабушки и мамы вышивали крестиком и гладью, чудом добывая цветные нити, и не всегда это мулине, мне рассказывали, что атласные ленты распускались на нити, которыми и вышивали. Какие уж тут традиции?

Моя вышивальная карьера началась еще в раннем детстве, и я помню те времена, когда я вышивала узоры по слепым черно-белым схемам с ключом в стиле: красный, светло-зеленый, коричневый, желтый, без изысков. Было интересно, а что получится в итоге, потому что не всегда при этих схемах был отшив.

Потом новый виток истории, и у нас появились первые заграничные журналы. Помню культурологический шок, когда попалась схема с контуром! Это было то, что мы сейчас называем квадратным или ступенчатым беком. Мне казалось, я в жизни не видела ничего более прекрасного. Вся эта необыкновенная красота в виде заграничных журналов типа Сюзанны, позже наборов Дименшенс, и других, захватили сознание вышивальщиц на многие годы, ничего русского не хотелось вышивать. Какие петухи, о чем вы? Полноцветные, необыкновенно-проработанные загадочные заграничные красоты с качественными материалами. Уветная канва! Нитки ДМС! Есть о чего потерять голову)

Но история не стоит на месте, сейчас мы видим снова вспыхнувший большой интерес к родной культуре. Есть и приятные приятности, народные традиции не утрачены, во многих исторических местах сохранились школы вышивки, в основном, правда, работающие на голом энтузиазме и чистом вдохновении, есть опыт передачи навыков от старых мастеров из рук в руки, все это еще можно ухватить, пощупать, рассмотреть. Интерес к Самарскому гипюру на выставке Формула Рукоделия тому подтверждение. И есть у меня амбициозная мечта, научиться вышивальным премудростям и выпускать наборы не только с нашими родными сюжетами, но, кроме любимого крестика, с использованием традиционных вышивальных техник. Как вам такая идея? Вышивка ведь не стоит на месте, у нее есть история, и создавать ее можем мы с вами.